Подбираем жилет-компенсатор
Как выбрать жилет, чем отличаются конструкции разных производителей, обязательна ли интегрированная грузовая система и т.д.?
Вы, конечно, уже знаете, что BCD является не менее важным элементом снаряжения, чем регулятор. Комфорт во время погружения определяется именно жилетом-компенсатором, и если он не подходит по каким-то причинам, вы испортите себе отдых.
Поэтому производители тратят огромные средства на исследования в этой области и разработали значительное количество систем в конструкции жилета.
Все они связаны с какими-либо функциями компенсатора, о которых необходимо иметь ясное представление.
Рассмотрим основные три и прокомментируем их.
Итак:
Современный жилет-компенсатор выполняет множество функций, но главным его предназначением является управление плавучестью.
Она изменяется во время погружения с увеличением глубины - давления. Чем больше емкость камеры жилета, тем больший диапазон регулирования плавучести она обеспечивает.
Важной при выборе жилета является его подъемная сила. Считается, что емкость воздушной камеры жилета должна соответствовать весу самого дайвера, ведь это может быть хрупкая девушка или взрослый упитанный мужчина. Именно поэтому практически все жилеты в зависимости от размера имеют камеру меньшего или большего размера.
Жилет-компенсатор является интегрирующим ядром снаряжения дайвера, на котором закреплены основные элементы: баллон с регулятором, грузовая система, аксессуары. Важнейшей функцией жилета-компенсатора является оптимальное размещение снаряжения на теле дайвера, обеспечивающее простое и надежное фиксирование и удобство пользования.
Система крепления баллона практически идентична на жилетах разных производителей и представляет собой одну или две стропы с пряжкой.
Маркетологи заставляют инженеров придумывать новые "более удобные" и простые системы крепления баллона, но до сих пор нет ничего надежней классической системы крепления баллона стропой через трех-щелевую пряжку, которая бывает металлической (реже) или пластиковой (в основной массе).
Многочисленные D-кольца служат для пристегивания дополнительных аксессуаров. Как правило их количества хватает на любом жилете.
Контроль плавучести осуществляется с помощью инфлятора, при нажатии одной кнопки происходит быстрый поддув воздуха, при нажатии другой - его стравливание.
Инфляторы имеют простую и надежную конструкцию, некоторые из них оснащены функцией быстрого стравливания воздуха через клапан, расположенный на самом компенсаторе. Специальный тросик протянутый через трубку, активирует клапан при натяжении инфлятора.
Также плавучесть можно регулировать путем стравливания воздуха через дополнительный клапан расположенный в нижней части камеры.
Грузовые карманы должны иметь надежную систему крепления, вместе с тем позволяющую мгновенно произвести аварийный сброс грузов. Наиболее распространена система крепления на «клипсах». Груз, размещенный в карманах, значительно влияет на балансировку тела дайвера в толще воды.
Нарушение баланса приводит к появлению поворачивающего момента. Смещение центра тяжести к передней части живота - груди может привести к опрокидывающему, лицом вниз, моменту.
Очень полезно, если конструкция грузовой системы предусматривает наличие дополнительных карманов с несбрасываемыми грузами, расположенных в спинной части жилета, например на баллонном ремне. Это позволяет отрегулировать правильный баланс центра тяжести и центра плавучести снаряжения дайвера.
Следующая функция жилета-компенсатора является следствием предыдущей.
Размещенное на жилете снаряжение имеет значительный вес и придает ощутимую инерционность дайверу не только на поверхности, но и под водой. Удобство пользования компенсатором в большой степени зависит от правильного распределения нагрузки на теле дайвера.
Подвесная система жилета, отвечающая за эту функцию, может быть проста, как у школьного ранца, но чем больше она похожа на ремни рюкзака альпиниста, тем лучше и удобнее можно будет ее использовать. Обращайте внимание на «мелочи»:
- Качество, ширина и толщина ремней, возможность регулировок их длины (особенно поясного).
- Конструкция пряжек, их надежность и удобство расстегивания (особенно в перчатках). Наличие поворотных плечевых пряжек обеспечивает скульптурное облегание торса и плотное прилегание.
- Спинная часть подвесной системы должна быть выполнена из шероховатого мягкого материала, обеспечивающего плотное и комфортное прилегание к спине.
До сих пор нигде не упоминался конкретный тип жилета. Классический жилет или «крыло» выполняют одни и те же функции. Разница между ними определяется разными концепциями дизайна воздушной камеры.
В 1985 году была предложена и запатентована конструкция BCD в форме жилета с регулируемыми разъемными плечевыми ремнями (ADV), т.е. в привычном нам классическом виде.
Такая форма воздушной камеры обеспечивает ее равномерное распределение вокруг пояса, на спине и плечах, что дает большую подъемную силу и позволяет дайверу при отдыхе на поверхности воды находиться в вертикальном положении.
К сожалению, технология изготовления камеры плавучести, используемая большинством производителей, не позволяет применять трехмерный крой. Объем камеры, а, следовательно, и ее подъемная сила ограничены и существенно зависят от размера жилета. Кроме того, BCD классического дизайна имеет довольно большую парусность. При активном движении большое количество энергии дайвера расходуется на преодоление сопротивления воды.
В конце 90-х годов появились компенсаторы типа «крыло» с задней камерой плавучести.
Они оказались востребованы для технически сложных погружений в пещеры, затонувшие корабли, для глубоководных декомпрессионных погружений. Причин тому несколько:
- Хорошо развитая подвесная система обеспечивает возможность размещения большого количества оборудования: до 6 баллонов с основной и декомпрессионной дыхательными смесями, декомпрессионный буй, лифт, ходовую и декомпрессионную катушки, ножи, фонари, питомзы и т.п.
- Надувная емкость, размещенная сзади, может быть произвольного объёма, не обжимает дайвера при наполнении.
Однако такая функциональная насыщенность приводит к некоторым проблемам во время погружения.
Возможности балансировки размещенных на жилете элементов снаряжения и надувной камеры крайне ограничены, что приводит к смещению центра тяжести вперед. Находиться на поверхности в таком жилете можно, лишь опрокинувшись назад, фактически лежа спиной на «крыле».
Из вертикального положения жилет стремится опрокинуть дайвера лицом вниз. При всей незаменимости «крыла» в ряде ситуаций, жилет этого типа предназначен для опытных дайверов, способных воспользоваться всеми преимуществами BCD, справившись с его управлением.
Выбор между классическим жилетом и «крылом» для рекреационных дайверов, определяется, в первую очередь, модой. Как правило, производители создают компенсатор плавучести с камерой типа «крыло», держа в голове не технодайверов, а рекреационных дайверов, которые хотят выглядеть как технодайверы.
В абсолютном большинстве случаев начинающему дайверу будет проще и удобнее в классическом жилете компенсаторе, однако, при желании, освоить "крыло" можно достаточно быстро.
Если вы разобрались с основными функциями, которые должен выполнять компенсатор плавучести, и определились с типом воздушной камеры, то, значит, готовы отправиться в магазин и сделать свой выбор. Если не повезет встретить хорошего продавца, то приведенные ниже соображения помогут прояснить наиболее часто возникающие вопросы:
- Нет жилетов для «чайников» или для «продвинутых». Есть жилеты дорогие и не очень. Это определяется количеством разнообразных регулировок и аксессуаров в конструкции жилета и качеством материалов.
- Регулировки необходимы для точной подгонки жилета к вашей фигуре и прочему снаряжению. Сделать это надо один раз, и разобраться с ними вам должен помочь продавец или инструкция по эксплуатации.
- Если есть возможность, обязательно попросите при покупке присоединить к жилету воздушный баллон и примерьте систему в сборе. Если вам неудобно, баллон отвисает, равновесие удается держать, только нагнувшись вперед, и т.д., значит, жилет вам не подходит или подгонка сделана неправильно.
- Часто бывает, что чем жилет дороже, тем в нем удобнее. Это связано с тем, что в более дорогих моделях применяются другие материалы и применяются иные технологии.
- Грузовая система полезна, но не обязательна. Вы можете воспользоваться обычным грузовым ремнем со свинцовыми грузами. Это не так эстетично и удобно, но не менее надежно и функционально.
- У каждой конструкции есть не только достоинства. Хорошим станет любой компенсатор, после того как вы к нему привыкнете.
- Не экспериментируйте на себе. Список фирм, производящих снаряжение для дайвинга, не уместится на одной странице, но первая пятерка производителей - лидеров индустрии определяет тенденции и моду.